Конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе и как его предотвратить
Урегулирование конфликта интересов является одним из важнейших антикоррупционных механизмов и одновременно способом обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений. Национальный план противодействия коррупции в качестве одной из главных мер такого противодействия называет законодательное развитие механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Определение конфликта интересов дается в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Помимо данного определения понятие также раскрывается в статье 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении государственных гражданских служащих и в статье 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в отношении муниципальных служащих.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Таким образом, конфликт интересов – это ситуация, когда личная заинтересованность служащего – возможность получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера – влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и причинить вред правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Антикоррупционное законодательство, в том числе статья 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе:
- изменение должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов;
- отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей;
- отказ служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
- отвод или самоотвод муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов.
Государственные гражданские и муниципальные служащие нередко попадают в ситуацию, характеризующуюся конфликтом интересов, помимо своей воли и, не совершая никаких противоправных действий.
Одним из «инструментов» контроля за соблюдением государственными гражданскими и муниципальными служащими обязанности соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов является деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских, муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов. Шире используя возможности Комиссии при рассмотрении заявлений служащих о возникновении конфликта интересов, можно добиться устранения негативных последствий конфликтных ситуаций, а также большей действенности профилактики коррупционных и иных правонарушений.
Об ставших известными фактах конфликта интересов и иных нарушениях требований законодательства о противодействии коррупции граждане могут сообщать в прокуратуру.
Какие меры должна предпринимать организация для предупреждения коррупции?
Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» за организациями закреплена обязанность по предупреждению коррупции.
В число мер, которые организации предпринимают в рамках предупреждения коррупции входят:
- назначение ответственного за проведение профилактических работ в области коррупции лица;
- тесное взаимодействие организаций с правоохранительными органами;
- разработка локальных стандартов добросовестной работы сотрудников организации, выраженных в виде кодексов этики сотрудников, кодексов служебного поведения, положения, предусматривающие план мероприятий по профилактике предотвращению и выявлению коррупции.
В зависимости от особенностей организации ее руководством могут быть реализованы и иные методы предупреждения коррупции, не выходящие при этом за рамки, установленные законодательством.
В дополнение к изложенному положения о профилактике и предупреждении коррупции могут быть включены и в трудовые договоры, заключаемые с сотрудниками, чьи должностные обязанности непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью предприятия, например, руководство организации, лица осуществляющие внутренний контроль и аудит и иные коррупционноёмкие должности.
При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
О нарушениях законодательства о противодействии коррупции сообщайте в прокуратуру.
Об обязанности государственных и муниципальных служащих уведомлять о склонении их к совершению коррупционных правонарушений
При попытке вовлечь государственного или муниципального служащего в коррупционные правонарушения от него требуется не просто отказ от совершения коррупционных правонарушений, но и уведомление о подобных попытках.
Так, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Данная обязанность возложена на государственных и муниципальных служащих во всех случаях, за исключением ситуации, когда по данному факту уже проведена или проводится проверка.
Невыполнение государственным или муниципальным служащим данной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
О дополнительных мерах, направленных на противодействие коррупции в сфере закупок
С 1 января 2021 года вступают в силу изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 № 917 в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 656.В силу требований ст. 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» участником закупки не может быть юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с вышеуказанными изменениями оператор электронной площадки будет самостоятельно проверять участника закупки на привлечение к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП и передавать данные сведения заказчику с 1 января 2021 года.
В настоящее время заказчик самостоятельно проверяет достоверность информации, которую декларирует участник закупки.
В случае допуска к участию в закупке лица, привлеченного к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, лица, допустившие заявку данного участника, подлежат административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.