A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

В преамбуле Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) говорится, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. К недрам принято относить также выходы полезных ископаемых на земную поверхность.

Недропользование – это деятельность, осуществляемая в целях геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и подземных вод, выполнения комплекса мер по охране недр, включая использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в целях строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное , эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, сбора минералогических , палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

На уровне федерального законодательства за органами местного самоуправления признано право регулирования деятельности в сфере недропользования . Однако при этом перечень и объем полномочий органов местного самоуправления определены в ст. 5 Закона о недрах весьма сжато и исчерпывающим образом:

1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование;

2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

3) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках, в случае нарушения положений статьи 18 настоящего Закона;

4) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Как видно, в компетенцию органов местного самоуправления входят, в основном, вопросы, касающиеся использования участков недр местного значения, в том числе, в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых.

К таким ископаемым, как правило, относят торф, сапропели, а также сырье для производства строительных материалов (глину, песок, гравий, известняк, и т.п.).

Органы местного самоуправления при решении вопросов, касающихся пользования участками недр местного значения, играют роль «проводника» государственной политики. Это связано с тем, что, например, региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых определяются федеральными органами совместно с органами субъектов РФ (п. 6 ст. 3 Закона о недрах). Порядок пользования участками недр местного значения, в том числе, для целей разработки месторождений общераспространенных ископаемых, устанавливается уполномоченными органами субъектов РФ (п. 9 ст. 4 Закона о недрах); они же осуществляют согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых , а также иной проектной документации на выполнение работ, связанных в пользованием участками недр местного значения (п. 8 ст. 4 Закона о недрах).

Широкие возможности органы местного самоуправления имеют при осуществлении группы полномочий в сфере социально-экономического развития и обеспечения экологической безопасности территории муниципального образования.

Например, органы местного самоуправления могли бы в необходимых случаях являться инициаторами широких общественных обсуждений вопросов размещения горнодобывающих и перерабатывающих производств, на подведомственной им территории. Действующее федеральное законодательство предоставляет им такое право.

Кроме того, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках имеющихся полномочий могут использовать общественный экологический контроль и общественную экологическую экспертизу.

К числу вопросов местного значения указанных видов муниципальных образований отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды на подведомственной им территории. Поскольку экологический контроль и экологическая экспертиза, будучи закреплены Федеральным законом «Об охране окружающей среды», являются формами природоохранной деятельности, организация органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов мероприятий, подпадающих под определение общественного экологического контроля и общественной экологической экспертизы, находится в их компетенции.

Биробиджанская межрайонная

природоохранная прокуратура

Design by Joomla School
© 2024.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен