ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ПОЛЕВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
Октябрьского муниципального района ЕАО

МЕНЮ

Обязаны ли работодатели выдавать расчетный листок при выплате зарплаты?

Согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ все работодатели без исключения обязаны выдавать расшифровку начисленных и удержанных с работника сумм одновременно с выплатой ему денег, то есть в день зарплаты. В случае, если данная обязанность не соблюдается, то, штрафные санкции могут быть применены и к самой организации, и к должностным лицам.

В соответствии с требованиями трудового законодательства каждый работодатель обязан закрепить порядок выдачи расчетных листков в своих локальных нормативных актах. Например, в трудовых договорах с работниками либо в коллективном договоре, в учетной политике.

После этого работодатели обязаны соблюдать этот порядок. В частности, расчетный листок можно выдавать не на бумаге, а в электронной форме, если это будет закреплено приказом по организации.

Отсутствие разработанных расчетных листков и невыдача их на руки работникам грозит организации или предпринимателю-работодателю административным штрафом по статье 5.27 КоАП РФ. При этом, первоначально выявленное нарушение грозит штрафом в размере от 30 до 50 тыс. рублей на юридических лиц; от 1 до 5 тыс. рублей для индивидуального предпринимателя и должностного лица организации, в частности, руководителя или главного бухгалтера.

Повторное нарушение увеличит размер штрафных санкций. Организации повторная невыдача расчетного листка грозит штрафом в размере от 50 до
70 тыс. рублей, а должностным лицам и лицам, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 до 20 тыс. рублей с возможной дисквалификацией на срок от 1 года до 3 лет.

Трудовым договором установлен ненормированный рабочий день. Может ли работодатель привлекать к работе в выходные и праздничные дни ссылаясь на данный пункт в договоре?

В соответствии со ст. 101 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Вместе с тем, указанное положение нормы права не отменяет и не ограничивает применение иных норм закона, в частности статьи 113 ТК РФ, в соответствии с положениями которой работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:

1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или бедствия;

2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии шли эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Таким образом, привлечение работника без соблюдения требований статьи 113 ТК РФ незаконно, вне зависимости установлен ли трудовым договором ненормированный рабочий день или нет.

Существует ли ответственность за отказ в обслуживании инвалида или пожилого человека?

Законодательством об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за отказ в обслуживании инвалида или пожилого человека.

В соответствии со статьей 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежат действия (бездействие), выразившиеся в отказе потребителю в предоставлении товаров (работ, услуг) либо в доступе к ним по причинам, связанным с состоянием его здоровья, ограничением жизнедеятельности или возрастом.

Целью указанной нормы является защита инвалидов, пожилых людей и других социально уязвимым категорий граждан от неправомерного отказа в доступе к объектам и услугам транспортной инфраструктуры, торговли, туризма и др.

Такое правонарушение наказываться штрафом: в отношении должностных лиц на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, организаций – от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.

При этом в случае отказа двум и более потребителям одновременно либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай отказа в отдельности.

Работник по просьбе работодателя согласился выйти на работу в свой выходной день на неполный рабочий день (4 часа). Должен ли работодатель предоставить целый день отдыха в такой ситуации?

Частью 3 статьи 153 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) предусмотрено, что по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Таким образом, работодатель обязан компенсировать работу в выходной или праздничный день по выбору работника либо повышенной оплатой в размере, указанном в статье 153 ТК РФ (или предусмотренном коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором), либо предоставлением дополнительного дня отдыха.

По общему правилу день отдыха оплате не подлежит, однако в коллективном договоре, локальном нормативном акте, трудовом договоре могут быть предусмотрены положения, улучшающие условия оплаты труда работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом вне зависимости от количества отработанных часов в выходной день работнику предоставляется полный день отдыха.

Частью 3 статьи 153 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) предусмотрено, что по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Таким образом, работодатель обязан компенсировать работу в выходной или праздничный день по выбору работника либо повышенной оплатой в размере, указанном в статье 153 ТК РФ (или предусмотренном коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором), либо предоставлением дополнительного дня отдыха.

По общему правилу день отдыха оплате не подлежит, однако в коллективном договоре, локальном нормативном акте, трудовом договоре могут быть предусмотрены положения, улучшающие условия оплаты труда работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом вне зависимости от количества отработанных часов в выходной день работнику предоставляется полный день отдыха.

Кто и в каком порядке должен принимать меры к обустройству жилых помещений и помещений общего пользования в соответствии с потребностями инвалида?

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила).

В соответствии с п.п. 4, 5, 12 Правил в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида осуществляется обследование жилого помещения инвалида.

По результатам такого обследования оформляется акт, который включает в себя выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления объекта с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием.

Заключение об отсутствии возможности приспособления является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида.

Должен ли собственник объекта, осуществляющего обслуживание населения, оборудовать парковку местами для автомобилей инвалидов?

На каждой стоянке транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, должно выделяться не менее 10% специализированных парковочных мест для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, которые обозначаются соответствующей дорожной разметкой и специальными дорожными знаками.

Если специальные места не выделены, то такое бездействие является составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.43 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Ответственность за выделение таких мест лежит на владельцах организаций, около которых отведены парковочные территории.

Могут ли жильцы аварийного дома получить другое жилое помещение по договору социального найма вне очереди?

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

К нуждающимся в жилых помещениях гражданам относятся малоимущие, признанные таковыми органом местного самоуправления, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Можно ли отозвать заявление об увольнении, написанное «по собственному желанию»?

В случае увольнения по собственному желанию, работник должен предупредить работодателя о предстоящем увольнении не позднее чем за 2 недели. Течение этого срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления об увольнении (ст. 80 Трудового кодекса РФ).

В случае, если работник передумал увольняться, запрета в трудовом законодательстве на отзыв работников своего заявления об увольнении по собственному желанию нет. Причем сделать это можно в любой день, включая последние сутки работы с момента предупреждения работодателя о предстоящем увольнении.

Для этого работнику на имя работодателя необходимо написать на отзыв заявления на увольнение поданного им ранее. Важно, чтобы информация дошла до адресата и у отправителя было подтверждение этого факта.

Закон предусматривает, когда работнику может быть отказано в отзыве заявления об увольнении. Указанное обстоятельство может быть только в одном случае, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.

Ни для работника, ни для работодателя никаких правовых последствий после отзыва заявления об увольнении по собственному желанию не наступает.

Какую ответственность несет работодатель за установление заработной платы ниже МРОТ?

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) - это законодательно установленный минимум оплаты труда в месяц.

С 1 января 2020 г. в Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 12 130 руб. в месяц.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Кроме того, в постановлении Конституционного Суда РФ от 16.12.2019 № 40-П разъяснено, что при начислении заработной платы не предполагается включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей МРОТ (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации), дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей).

За установление зарплаты в размере менее МРОТ предусмотрена административная ответственность (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ): предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 25тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 тыс. до 5 тыс. рублей; на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Обязан ли работодатель отпустить меня с работы для прохождения диспансеризации?

В соответствии со ст. 185.1 Трудового кодекса РФ для прохождения диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, работники имеют право на освобождение от работы на 1 рабочий день с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Соответствующее право работник в возрасте до 40 лет может реализовать 1 раз в 3 года, а лица, достигшие указанного возраста, - ежегодно.

Данное правило не распространяется на пенсионеров и предпенсионеров, так как для них Трудовой кодекс РФ предусматривает предоставление двух оплачиваемых дней в году для прохождения диспансеризации.

При этом законом установлена обязанность работников предоставлять работодателю справки медицинских организаций, подтверждающие прохождение ими диспансеризации в день (дни) освобождения от работы, если это предусмотрено локальным нормативным актом.

Должны ли мне возместить деньги за неиспользованные отпуска при увольнении?

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им отпуска в соответствии со ст. 127 Трудового кодекса РФ.

Денежная компенсация за отпуск при увольнении работника должна быть выплачена ему за все неиспользованные им ко дню увольнения отпуска, независимо от того, какова их общая продолжительность и по каким основаниям прекращается трудовой договор.

По желанию работника на основании его письменного заявления вместо компенсации за неиспользованные отпуска ему может быть предоставлен отпуск в натуре с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). Следует иметь в виду, что работодатель вправе, а не обязан предоставлять работнику отпуск с последующим увольнением по его просьбе.

При предоставлении работнику отпуска с последующим увольнением, днем увольнения будет считаться последний день отпуска. Эта дата (последний день отпуска) вносится и в трудовую книжку как дата увольнения. Однако все расчеты с работником, в том числе выдача трудовой книжки и других документов, должны быть произведены в последний день работы в соответствии с правилами ст. 84.1 Трудового кодекса РФ.

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им отпуска в соответствии со ст. 127 Трудового кодекса РФ.

Денежная компенсация за отпуск при увольнении работника должна быть выплачена ему за все неиспользованные им ко дню увольнения отпуска, независимо от того, какова их общая продолжительность и по каким основаниям прекращается трудовой договор.

По желанию работника на основании его письменного заявления вместо компенсации за неиспользованные отпуска ему может быть предоставлен отпуск в натуре с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). Следует иметь в виду, что работодатель вправе, а не обязан предоставлять работнику отпуск с последующим увольнением по его просьбе.

При предоставлении работнику отпуска с последующим увольнением, днем увольнения будет считаться последний день отпуска. Эта дата (последний день отпуска) вносится и в трудовую книжку как дата увольнения. Однако все расчеты с работником, в том числе выдача трудовой книжки и других документов, должны быть произведены в последний день работы в соответствии с правилами ст. 84.1 Трудового кодекса РФ.

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им отпуска в соответствии со ст. 127 Трудового кодекса РФ.

Денежная компенсация за отпуск при увольнении работника должна быть выплачена ему за все неиспользованные им ко дню увольнения отпуска, независимо от того, какова их общая продолжительность и по каким основаниям прекращается трудовой договор.

По желанию работника на основании его письменного заявления вместо компенсации за неиспользованные отпуска ему может быть предоставлен отпуск в натуре с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). Следует иметь в виду, что работодатель вправе, а не обязан предоставлять работнику отпуск с последующим увольнением по его просьбе.

При предоставлении работнику отпуска с последующим увольнением, днем увольнения будет считаться последний день отпуска. Эта дата (последний день отпуска) вносится и в трудовую книжку как дата увольнения. Однако все расчеты с работником, в том числе выдача трудовой книжки и других документов, должны быть произведены в последний день работы в соответствии с правилами ст. 84.1 Трудового кодекса РФ.

Как я могу доказать, что работал в организации, если работодатель отрицает факт моего трудоустройства?

Установить факт Вашего трудоустройства и вынести соответствующее решение может суд.

Доказать факт трудоустройства зачастую сложно. Тем не менее, можно дать несколько советов:

найти свидетелей, готовых подтвердить нарушение Ваших прав. Это могут быть другие работники организации, клиенты организации, охранники и т.д.;

предоставить видео, аудиозаписи или фото, регистрирующие факт выполнения трудовых функций;

предъявить финансовые ведомости (или иные записи), свидетельствующие о выплатах заработной платы, выписки с банковского счета, если осуществлялся безналичный расчет, табеля учета рабочего времени, ведомости, содержащие сведения о выполнении Вами работ для работодателя, дачи Вам поручений руководителем организации;

представить скриншоты переписок с представителями организаций, удостоверения, выданные от имени организации (обучение, пропуска).

Совокупности представленных документов будет достоверно свидетельствовать о Вашем трудоустройстве в организации.

Еще одним весомым аргументом в суде может служить - подача коллективной жалобы на нерадивого работодателя.

Работодатель отказывает мне в предоставлении перерыва для отдыха и питания. Правомерны ли его действия?

В соответствии со ст. 108 Трудового кодекса РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Какие гарантии имеет работник, увольняемый в связи с ликвидацией организации?

Федеральным законом от 13.07.2020 № 210-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации» для работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации, закрепляются законодательные гарантии получения всех причитающихся им выплат после прекращения юридического лица:

устанавливается обязанность работодателя по выплате среднего месячного заработка за второй месяц после увольнения, а также в исключительных случаях при наличии решения органа службы занятости населения - за третий месяц после увольнения (или соответствующую часть среднего заработка пропорциональную периоду трудоустройства);

работодателю предоставляется право выплатить увольняемому работнику единовременную компенсацию в размере двукратного месячного заработка.

Выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) выплата единовременной компенсации в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации.

Аналогичные изменения вносятся и в статью 318 Трудового кодекса, устанавливающую гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Федеральный закон вступает в силу с 12 октября 2020 г.

Пенсионеры-опекуны с 1 июля получили статус «неработающих пенсионеров».

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 86-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с 1 июля 2020 г. пенсионеры, являющиеся опекунами или попечителями по возмездному договору, приобрели статус «неработающих пенсионеров».

Принятым законом из перечня лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, исключены лица, получающие страховые пенсии в соответствии с законодательством РФ, и являющиеся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье.

Данное изменение позволило осуществлять ежегодную индексацию их страховой пенсии и фиксированную выплату к ней в порядке, установленном для неработающих пенсионеров.

Является ли обязательным обращение к работодателю с требованием об оформлении электронной трудовой книжки? Для чего она нужна?

С 01.01.2020 вступил в силу Федеральный закон от 16.12.2019 № 439-ФЗ, которым внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также утвержден порядок оформления перехода работника на ведение соответствующих данных в новом формате.

Так, введена в действие статья 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

В сведения о трудовой деятельности включаются информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора и т.д.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 2 вышеуказанного закона работодатели обязаны до 30.06.2020 включительно направить каждому работнику в письменной форме уведомление об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления в порядке, сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со  ст.66 ТК РФ или предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.

Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году» (вступило в силу с 23.06.2020) вышеуказанный срок перенесен на 31.10.2020. При этом работодателям разрешено использовать не только письменную форму. Способ уведомления работника должен быть закреплен в локальных нормативных актах с учетом мнения профсоюза (если он есть).

Работник имеет право выбрать: оставить за собой бумажный и электронный вариант ведения трудовой книжки, либо сразу перейти на электронный.

Каждый по 31.12.2020 включительно подает работодателю письменное заявление о продолжении ведения его трудовой книжки в соответствии со ст. 66 ТК РФ (в редакции Федерального закона № 439-ФЗ) или о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.

Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

В случае, если работник не подал работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации.

Обращается внимание на то, что работнику, подавшему письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (в электронном виде), работодатель выдает трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение.

При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Стоит отметить, что за работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки в бумажном виде, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.

Кроме того, работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со ст. 66 ТК РФ имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в электронном виде.

Ответственность за отсутствие на парковках мест для автомобилей инвалидов

Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).

На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов в соответствии с ч.9 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ.

В силу п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч.1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Таким образом, на каждой стоянке транспортных средств должно быть хотя бы одно специализированное парковочное место для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

Выделяемые парковочные места должны обозначаться дорожной разметкой и, кроме того, на участке около здания - дорожными знаками согласно требованиям гл. 5.2 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр.

Ответственность за выделение соответствующих мест для парковки инвалидов несут владельцы организаций, около которых должны быть отведены такие территории.

Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, является составом административного правонарушения по ст. 5.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание за которое предусмотрено в виде административного штрафа в размере для должностных лиц от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

О социальной поддержке работников социальных служб, оказывающих социальные услуги

С 20.11.2020 вступило в силу постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1859 (далее - Постановление № 1859) «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах работников стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающих социальные услуги (участвующих в оказании социальных услуг, обеспечивающих их оказание) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (за исключением пункта 6 настоящего постановления и пункта 9 Правил, утвержденных настоящим постановлением (в части использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»), которые вступают в силу с 01.12.2020, и распространяется на правоотношения, возникшие с 16.11.2020).

Согласно Постановлению № 1859 в целях государственной социальной поддержки работников стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающих социальные услуги (участвующих в оказании социальных услуг, обеспечивающих их оказание) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, предусмотрено производить с 16 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года специальную социальную выплату за нормативную смену, равную 14 календарным дням, установленную в организации в случае введения ограничительных мероприятий, предусматривающих особый режим работы (временная изоляция (обсервация), проживания в стационарной организации (отделении) получателей социальных услуг, работников стационарной организации (отделения) (далее - нормативная смена) следующей категории работников:

- врачи - в случае невыявления в стационарной организации социального обслуживания, стационарном отделении новой коронавирусной инфекции 40 тыс. рублей, в случае выявления - 60 тыс. рублей;

- средний медицинский персонал, в том числе фельдшера, медицинские дезинфекторы, лаборанты, медицинские сестры по массажу, медицинские сестры процедурной, медицинские сестры по физиотерапии, старшие медицинские сестры, инструктора по лечебной физкультуре, инструктора-методисты по лечебной физкультуре, - в случае невыявления в стационарной организации социального обслуживания, стационарном отделении новой коронавирусной инфекции 25 тыс. рублей, в случае выявления - 35 тыс. рублей;

- социальные работники, специалисты по социальной работе, специалисты по работе с семьей, специалисты по реабилитационной работе в социальной сфере, психологи в социальной сфере, педагогические работники, в том числе воспитатели, инструктора по труду, логопеды, музыкальные руководители, педагоги-библиотекари, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-дефектологи, учителя-логопеды, административно-управленческий персонал - в случае невыявления в стационарной организации социального обслуживания, стационарном отделении новой коронавирусной инфекции 25 тыс. рублей, в случае выявления - 35 тыс. рублей;

- младший медицинский персонал, в том числе сестры-хозяйки, санитары, а также сиделки (помощники по уходу), - в случае невыявления в стационарной организации социального обслуживания, стационарном отделении новой коронавирусной инфекции 15 тыс. рублей, в случае выявления - 20 тыс. рублей;

- технический персонал, персонал, занятый на иных должностях, - в случае невыявления в стационарной организации социального обслуживания, стационарном отделении новой коронавирусной инфекции 10 тыс. рублей, в случае выявления - 15 тыс. рублей.

Особый режим работы (временная изоляция (обсервация), проживания в стационарной организации (отделении) получателей социальных услуг, работников стационарной организации (отделения) вводится локальными нормативными актами стационарной организации социального обслуживания, организации социального обслуживания, в которой созданы стационарные отделения, которыми устанавливаются:

- ограничительные мероприятия, предусматривающие сменный режим работы в стационарной организации социального обслуживания, стационарном отделении с установлением длительности смены не менее 14 календарных дней, работа в которой дает право на установление специальной социальной выплаты;

перечень должностей работников стационарной организации социального обслуживания, стационарного отделения, который формируется в целях реализации настоящего постановления.

Специальная социальная выплата производится Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Работникам, заступившим на рабочую смену до 15 ноября 2020 года включительно, выплаты стимулирующего характера осуществляются за часть смены с даты начала смены по 15 ноября 2020 года, включительно, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2020 № 681 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией».

Специальная социальная выплата за часть смены с 16 ноября 2020 года до окончания смены осуществляется в соответствии с настоящим постановлением.

Постановлением № 1859 признаны утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации:

- от 15.05.2020 № 681 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией»;

- от 27.06.2020 № 941 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 681;

- от 10.09.2020 № 1392 «О внесении изменений в Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией»;

- от 12.10.2020 № 1668 «О внесении изменений в Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией».

Вопросы законодательства о погребении и похоронном деле

На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Федеральный закон).

В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно статье 25 Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправление отнесены вопросы организации похоронного дела Данной нормой также предусмотрено, что погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Цель создания специализированных служб заключается в обеспечении государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, создаваемой с целью оказания гарантированного перечня услуг по погребению, не может служить основанием предоставления хозяйствующему субъекту, имеющему такой статус, исключительного права на оказание услуг по погребению. При этом, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Федеральный закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.

Действительно, проблема создания органами местного самоуправления специализированных служб на территории области стоит очень остро (особенно в сельской местности). Во многом это объясняется нецелесообразностью (незначительная потребность в данной услуге в отдельных муниципальных образованиях, значительные бюджетные затраты на содержание служб, наличие хозяйствующих субъектов, оказывающих эти услуги).

Данная проблема неоднократно обсуждалась на разных площадках с привлечением работников прокуратуры, высказывалось предложение о необходимости корректировки федерального законодательства, внесения изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статья 5.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредоставление на безвозмездной основе услуг, предусмотренных гарантированным перечнем услуг по погребению, а равно невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о распространенности нарушений в сфере организации похоронного дела и ритуальных услуг в области.

Так, в ходе прокурорских проверок в 2019 году выявлено свыше 260 нарушений законодательства в указанной сфере, в том числе нарушения требований по содержанию кладбищ и правил содержания мест погребения, порядка посещения кладбищ.

В связи с указанными обстоятельствами прокурором области было инициировано принятие депутатами областного Закона от 07.09.2020 № 572-ОЗ, которым внесены изменения в Закон Амурской области от 30.03.2007 N 319-ОЗ "Об административной ответственности в Амурской области" в части установления административной ответственности за несоблюдение требований к качеству услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленных муниципальными нормативными правовыми актами; нарушение правил содержания мест погребения и несоблюдение правил посещения кладбищ также установленных муниципальными нормативными правовыми актами (статья 4.23).

Расширен перечень доходов, с которых нельзя взыскать долг, от взыскания защищены выплаты социального характера.

С 1 июня 2020 года расширен перечень доходов, с которых нельзя взыскать долг. Статья 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» дополнена новым пунктом, согласно которому нельзя взыскивать долг с денежных средств:

выделенных гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести.

К выплатам, с которых нельзя взыскивать долг относятся, например: пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые в качестве поддержки в условиях распространения коронавируса; пособия членам семей, погибших в результате чрезвычайной ситуации; компенсации пострадавшим в техногенных катастрофах или от чрезвычайных ситуаций; компенсация проезда, приобретения лекарств и другие.

Напомним, на какие ещё виды доходов не может быть обращено взыскание на следующие виды доходов. Согласно ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» не может быть обращено взыскание на следующие виды доходов. Денежные суммы, выплачиваемые:

1) в возмещение причиненного вреда здоровью;

2) в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

3) лицам, получившим увечья при исполнении своих служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели указанных лиц;

4) в качестве компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) в качестве компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

6) ежемесячно и (или) ежегодно, начисляемые отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством РФ (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

7) в качестве алиментов, включая суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:

-в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

-в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

-денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов РФ;

12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

13) средства материнского (семейного) капитала,

14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

- в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

- в связи с террористическим актом;

-в связи со смертью члена семьи;

-в виде гуманитарной помощи;

-за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

17) социальное пособие на погребение.

18) денежные выплаты, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести;

19) единовременная выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребенка, выплачиваемая в соответствии с Указом Президента РФ от 07.04.2020 № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».

Согласно ч. 2 ст.101 по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1 и 4 части 1 настоящей статьи, не применяются.

По вопросу взыскания алиментов также следует обращаться к положениям главы 17 Семейного кодекса Российской Федерации.

О судебной практике по спорам, связанным с социальной поддержкой граждан, в том числе детей и инвалидов

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.06.2020 утвержден Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на основе изучения практики рассмотрения судами в 2017-2019 г.г. указанных споров.

С учетом конституционных норм, установленных ст. ст. 7, 8 Конституции РФ, действующего федерального законодательства в Обзоре Верховного Суда РФ отражены следующие правовые позиции:

Дети – инвалиды имеют право на бесплатные лекарства, назначенные консилиумом врачей по жизненным показаниям, даже если препараты не зарегистрированы в России и не включены в перечень жизненно важных лекарственных препаратом (ЖНВЛП). При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Аналогичная позиция выражена судом и в случае необходимости обеспечения дорогим препаратом взрослого инвалида, страдающего социально значимым заболеванием. Спорный препарат не входит в стандарт специализированной медпомощи, но его назначила врачебная комиссия по жизненным показаниям.

Отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи наименования диагностического обследования не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь, включающую в себя, в том числе и диагностику заболеваний.

Несоблюдение лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом по жизненным показаниям и ненадлежащий контроль за оформлением этих документов со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не может лишать гражданина гарантированного ему государством права на получение лекарственного препарата бесплатно.

Если медицинские документы о нуждаемости гражданина в бесплатном лекарстве оформлены неправильно – это не является основанием для отказа ему. Составление документов – обязанность учреждений здравоохранения, а не гражданина, который не должен нести неблагоприятные последствия в виде необеспечения необходимым лекарственным препаратом из-за несоблюдения лечебным учреждением порядка оформления соответствующей документации.

В случае ненадлежащего исполнения уполномоченной фармацевтической организацией обязательств по обеспечению лекарственными препаратами граждан, имеющих право на их бесплатное получение, что привело к необходимости приобретения гражданином из числа названных лиц лекарственного препарата за счет собственных средств, понесенные таким гражданином расходы могут быть возмещены за счет фармацевтической организации. При временном отсутствии препарата аптека обязана принять гражданина на отсроченное обслуживание, а не отзывать рецепт. Законом не предоставлено право фармацевтической организации на отзыв рецепта на лекарственный препарат, необходимый гражданину, страдающему социально значимым заболеванием, в случае отсутствия такого препарата в фармацевтической организации на момент обращения гражданина.

Достижение ребенком-инвалидом совершеннолетия до окончания получения им основного общего образования не является основанием для отказа в выплате одному из родителей такого ребенка компенсации затрат на его обучение, организованного на дому в связи с невозможностью посещать им образовательное учреждение по состоянию здоровья. Эта компенсация по своей правовой природе является необходимым условием реализации права на образование детей-инвалидов. Иное противоречило бы закрепленным в законе гарантиям общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральными государственными стандартами основного общего образования.

Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки реализуется по месту жительства их законных представителей. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными.

В случае необеспечения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в установленные сроки ребенка-инвалида и сопровождающего его лица бесплатным проездом к месту лечения и обратно, что привело к необходимости оплаты стоимости такого проезда за счет собственных средств гражданина, потраченные им средства могут быть возмещены за счет территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют в том числе дети-инвалиды. В состав набора социальных услуг для детей-инвалидов среди прочих входит и бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего лица.

Наличие у гражданина, имеющего право в соответствии с действующим правовым регулированием на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, задолженности по этим платежам само по себе не может служить безусловным основанием для отказа гражданину в предоставлении таких мер социальной поддержки. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Получение уполномоченным органом, предоставляющим гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о наличии у получателя такой компенсации задолженности по этим платежам не может служить достаточным основанием для приостановления предоставления данной меры социальной поддержки, если информация о задолженности не была проверена уполномоченным органом и не выяснены причины ее образования.

В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ее размера, отказа в предоставлении, приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии уполномоченный орган обязан предоставить суду доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Сведения об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, получаемой гражданином в качестве меры социальной поддержки, могут быть представлены как самим гражданином при личном обращении в территориальный орган исполнительной власти в сфере социальной защиты населения, так и получены таким органом самостоятельно путем межведомственного электронного взаимодействия.

Удержание органом социальной защиты населения излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина не допускается. В случае отказа гражданина добровольно возразить излишне полученные денежные средства вопрос о возможности их взыскания органом социальной защиты подлежит разрешению в судебном порядке.

Получатель социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в связи с уважительными причинами досрочно расторгнувший трудовой договор, являвшийся обязательным условием получения социальной выплаты, не может быть лишен права на эту выплату.

При наличии у медицинского работника, прибывшего на работу в сельскую местность для осуществления трудовой деятельности в учреждение здравоохранения, права на получение единовременной компенсационной выплаты произвольный отказ от исполнения субъектом Российской Федерации публично-правовых обязательств по материальной поддержке такого работника недопустим.

Отказ работодателя в заключении трудового договора с инвалидом, направленным для трудоустройства службой занятости населения по квоте, не связанный с деловыми качествами работника, не допускается.

Отказ инвалида от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг не лишает его права на обеспечение техническими транспортными средствами реабилитации на основании ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за счет средств федерального бюджета в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющейся обязательной для исполнения.

О выплатах гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание (под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Постановлением Правительства РФ от 30.05.2020 № 797 утверждены Правила осуществления специальных выплат гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание (под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Указанными Правилами определен размер специальной выплаты гражданам, взявшим под временную опеку лиц с ограниченными возможностями и детей-сирот, размер которой составляет 12130 рублей ежемесячно за период с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Специальная выплата полагается работникам государственных и негосударственных организаций, принявшим на сопровождаемое проживание инвалидов и престарелых граждан из организаций социального обслуживания, взявшим на временное проживание (в том числе под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из организаций социального обслуживания, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; волонтерам и другим гражданам Российской Федерации, которые взяли на временное проживание (в том числе под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из организаций социального обслуживания, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реестр получателей формируется и утверждается субъектом Российской Федерации.

Для получения специальной выплаты вышеуказанным гражданам Российской Федерации, следует обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания с заявлением о предоставлении специальной выплаты в любое время до 1 октября 2020 года (но не ранее возникновения права на специальную выплату), которое может быть направлено в том числе в форме электронного документа через единый портал госуслуг или МФЦ.

Заявление подлежит рассмотрению в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации, перечисление средств - в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты принятия решения.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются: отсутствие сведений о заявителе в реестре; представление недостоверных сведений.

Специальная выплата в размере 12130 рублей осуществляется на каждого гражданина, взятого под временную опеку, за каждый месяц (с 1 апреля по 30 июня 2020 года) при условии, что период сопровождаемого проживания и (или) временного проживания (в том числе временной опеки) указанного гражданина у заявителя в течение одного месяца составляет не менее 7 календарных дней.

Названные Правила вступили в законную силу 09 июня 2020 года.

«Упрощен порядок получения мер социальной поддержки с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг»

Постановление Правительства Российской Федерации от 05 ноября 2020 года № 1784 упрощен порядок получения мер социальной поддержки с помощью ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Так, с 01 мая 2021 года для получения мер социальной поддержки гражданам не придется представлять документы, подтверждающие статус попечителя или опекуна. Указанные процедуры будут осуществляться с использованием информационных систем, интегрированных с Единым порталом.

Оператор информационной системы будет обеспечивать предоставление с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведений, содержащихся в банке данных о законных представителях лиц, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, включая информацию о внесении исправлений или изменений в указанные сведения, в Единую систему идентификации и аутентификации, в том числе для последующей передачи в Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Предоставление указанных сведений осуществляется в соответствии с регламентом информационного взаимодействия поставщиков и потребителей информации с Единой государственной информационной системой социального обеспечения в течение одного часа с момента размещения (изменения) таких сведений в информационной системе.

Постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (09 ноября 2020 года), за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Порядок получения налогового вычета при покупке лекарственных средств»

В соответствии со статьей 219 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в частности, в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых за счет собственных средств.

Порядок назначения лекарственных препаратов, а также порядок оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты определен приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

С целью реализации своего права налогоплательщиком могут быть представлены документы, оформленные в соответствии с законодательством и подтверждающие их назначение лечащим врачом, а также подтверждающие произведенные расходы.

Если назначение лекарственных препаратов оформляется на рецептурном бланке, то налогоплательщиком в качестве подтверждающих документов в налоговый орган предоставляется рецептурный бланк, оформленный медицинским работником, а также платежные документы (чеки) из аптечных организаций, осуществивших отпуск лекарственного препарата для медицинского применения.

Льготы, предусмотренные пенсионерам по земельному налогу"

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.10.2018 № 378-ФЗ в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2019 года лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), получат право на налоговую льготу по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

Указанные изменения направлены на обеспечение дополнительных социальных гарантий гражданам и связаны с поэтапным повышением пенсионного возраста.

Освобождение граждан предпенсионного возраста от уплаты налога на имущество осуществляется при условии, что объект недвижимости, находящийся в собственности налогоплательщика, не используется в предпринимательской деятельности. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира, часть квартиры или комната;

2) жилой дом или часть жилого дома;

3) помещение или сооружение, используемые в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

4) хозяйственное строение или сооружение, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

5) гараж или машино-место.

При этом налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Также, в соответствии с новой редакцией ст. 391 Налогового кодекса РФ, при расчете земельного налога граждане предпенсионного возраста с 1 января 2019 года вправе уменьшить сумму налога на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади по одному земельному участку, находящемуся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, независимо от категории земли. При этом налогоплательщик освобождается от уплаты налога, если площадь земельного участка менее 600 квадратных метров.

Налоговый вычет производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика, который представляет в налоговый орган соответствующее уведомление. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Физические лица, имеющие право на указанные налоговые льготы, с целью их получения представляют заявление об их предоставлении в налоговый орган по своему выбору.

Новое в порядке назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка

С 05.05.2020 вступили в силу дополнения, внесенные в Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», которыми изменен порядок назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка.

Если ранее, при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты учитывались доходы членов семьи, признанных безработными, то теперь они не учитываются.

За подробной информацией и по всем вопросам, связанным с расчетом и перерасчетом ежемесячной выплаты, следует обращаться:

— при назначении выплаты в отношении одного ребенка — в орган социальной защиты населения;

— при назначении выплаты в отношении второго ребенка — в орган Пенсионного фонда России, в том числе, одновременно с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал.

Изменены правила выдачи сертификата на материнский капитал

В соответствии с Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденными приказом Минтруда России от 18.03.2020 № 138н, оформление сертификата на материнский капитал осуществляется только в форме электронного документа. При этом заявитель вправе получить сертификат на бумажном носителе, подтверждающий содержание сертификата в форме электронного документа.

С 15 апреля 2020 года сертификат оформляется в беззаявительном порядке на основании сведений о рождении (усыновлении) ребенка, полученных территориальным органом ПФР по месту регистрации акта о рождении (усыновлении) из ФГИС «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния».

Решение о выдаче либо об отсутствии права на дополнительные меры государственной поддержки выносится территориальным органом ПФР в месячный срок с даты поступления сведений о рождении (усыновлении) ребенка из ФГИС «ЕГР ЗАГС», поступивших до 1 января 2021 года, и не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления указанных сведений, поступивших после 1 января 2021 года.

Кроме того, дополнен перечень лиц, имеющих право на получение сертификата (женщина, родившая (усыновившая) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года, а также мужчина, являющийся единственным усыновителем первого ребенка, ранее не воспользовавшийся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года).

Меры поддержки в связи с коронавирусом (COVID-19) для работающих граждан старше 65 лет

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2020 г. № 402 утверждены Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше.

Работающие граждане старше 65 лет, выбравшие режим самоизоляции, смогут получить больничный с 6 по 19 апреля. Назначение пособия по временной нетрудоспособности в связи с карантином не потребует от граждан заполнения каких-либо документов.

Работодатель должен будет перевести граждан из группы риска на удаленную работу с выплатой полной заработной платы или передать в Фонд социального страхования данные для оформления пособия по временной нетрудоспособности.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности для граждан пожилого возраста будет проходить по общим правилам. При стаже более 8 лет дни нетрудоспособности оплачиваются в 100% размере. За базу берется среднемесячный заработок, но не более максимально возможного размера пособия (средний максимальный размер — 69961,65 рублей в месяц).

Выплата пособий будет осуществляться единовременно за весь указанный период в течение 7 календарных дней со дня формирования электронного листка нетрудоспособности. Напомним, ранее Минтрудом совместно с Фондом социального страхования был реализован механизм дистанционного назначения пособия по временной нетрудоспособности лицам, вернувшимся из-за рубежа и совместно проживающим с ними гражданам.

Работодателям необходимо подать сведения о работниках, достигших возраста 65 лет, для выплаты им пособия по нетрудоспособности за период с 6 апреля по 19 апреля

Работодателю (страхователю) необходимо:

Проинформировать своих работников (застрахованных лиц), достигших по состоянию на 6 апреля 2020 года возраста 65 лет (дата рождения 06 апреля 1955 года и ранее), о необходимости оформления им электронного листка нетрудоспособности в связи с карантином (код «03») на период с 6 апреля по 19 апреля 2020 года. Проинформировать об обязанности соблюдать режим самоизоляции и об ответственности за несоблюдение карантинного режима. Начиная с 6 апреля 2020 г., в целях оформления работникам, достигшим по состоянию на 6 апреля 2020 года возраста 65 лет (дата рождения 06 апреля 1955 года и ранее) электронных листков нетрудоспособности и выплаты им пособия, направить в региональное отделение (филиал регионального отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) по месту регистрации страхователя реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий. На основании направленного реестра, уполномоченная медицинская организация сформирует электронный листок нетрудоспособности, а Фонд осуществит выплату пособия.

Расширен перечень лиц, имеющих право усыновить ребенка

9 июня 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29.05.2019 № 119-ФЗ «О внесении изменения в статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации».

Указанный федеральный закон принят во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июня 2018 года № 25-П, которым положения Семейного кодекса Российской Федерации и Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой эти положения служат основанием для отказа лицу, инфицированному вирусом иммунодефицита человека и (или) вирусом гепатита C, в усыновлении (удочерении) ребенка, который в силу уже сложившихся семейных отношений проживает с этим лицом, если из установленных судом обстоятельств в их совокупности следует, что усыновление позволяет юридически оформить эти отношения и отвечает интересам ребенка.

Федеральным законом устанавливается, что с учётом интересов усыновляемого ребёнка и заслуживающих внимания обстоятельств при вынесении решения об усыновлении ребёнка суд вправе отступить от положения подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (согласно которому усыновителями не могут быть лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка) в случае, если лицо, желающее усыновить ребёнка, проживает с ним в силу уже сложившихся семейных отношений.

Право гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания на жилое помещение вне очереди

Гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, соответствующее жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения вне очереди.

Так, Верховный суд Российской Федерации по итогам рассмотрения кассационной жалобы гражданина, которому было оказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке со ссылкой на отсутствие жилых помещений указал, что дополнительных условий реализации права на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит.

Судом обращено внимание на отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, что свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права — права на получение жилого помещения вне очереди (Определение от 03.07.2018 № 20-КГ18-22).

Таким образом, отказ в предоставлении жилья вне очереди может быть обжалован гражданином в суд, а при необходимости с заявлением об оказании помощи в судебной защите прав можно обратиться в  органы прокуратуры.

Регламентирован порядок обеспечения инвалидов и ветеранов средствами реабилитации и протезами

Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 N 256, утвердившим Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги…, зарегистрированным в Минюсте России 07.10.2019 N 56166, регламентирован порядок обеспечения инвалидов и ветеранов средствами реабилитации и протезами

Предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами ФСС по месту жительства заявителя.

Ее результатом, в зависимости от категории заявителя, является:

— выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных), протезно-ортопедических изделий, а также талонов на бесплатные проездные документы для проезда в организацию, в которую выдано направление, и обратно;

— выдача направления для получения собаки-проводника, а также выплата компенсации расходов по проезду;

— выдача направления в организацию, предоставляющую услуги по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу), на получение указанных услуг;

— выплата компенсации указанных расходов заявителям в случае приобретения ими соответствующих технических средств, а также оплаты услуг за собственный счет.

Регламентом определены сроки предоставления данных госуслуг.

Госуслуга предоставляется бесплатно.

Право родителей находиться с детьми в стационаре лечебного учреждения

Один из родителей, иной член семьи или иной законный представитель ребенка имеет право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ребенку медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.

При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний (например, если состояние ребенка требует постоянного ухода) плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается (ч. 3 ст. 51 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

При этом ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ).

Право родителя на совместное нахождение в стационаре с ребенком может быть реализовано независимо от вида медицинской организации, в которой ребенку оказывается медицинская помощь в стационарных условиях.

О расширении мер поддержки гражданам — участникам Государственной программы по переселению в Российскую Федерацию

Президентом Российской Федерации 12.05.2020 подписан Указ № 322 «О некоторых вопросах реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

С учетом внесенных изменений свидетельство участнику государственной программы будет выдаваться сроком на 5 лет, а не на 3 года, как это предусматривалось ранее. Размер подъемных будет определяться с учетом величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации (по выбранному месту жительства) для основных социально-демографических групп населения.

Данным Указом также определен новый вид поддержки участников программы — предоставление жилищной субсидии. Право на ее получение предусмотрено для участников программы, выбравших для проживания территории приоритетного заселения. В числе территорий приоритетного заселения указом определены территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Порядок предоставления жилищной субсидии определит Правительство Российской Федерации. Право на ее получение будет подтверждаться государственным жилищным сертификатом. При расчете размера субсидии предусмотрен учет показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации.

Кто на сайте

Сейчас на сайте 431 гость и нет пользователей

статистика

Кол-во просмотров материалов
73134

Авторские права

© 2021 Полевское сельское поселение Октябрьского муниципального района ЕАО. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.
© 2021 ПОЛЕВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ Октябрьского муниципального района ЕАО
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.